Сослан Варзиев: ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ (одиночники)

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СПЕЦИАЛЬНОЙ АТЛЕТИЧЕСКОЙ

(СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ) ПОДГОТОВКЕ ФИГУРИСТОВ ОДИНОЧНИЦ. 

Дата записи: 13 августа 2011 год 

Были проведены трехнедельные наблюдения за тренировочным процессом двух ведущих на тот момент фигуристок одиночниц СДЮСШОР №37 (Специализированная Детско-Юношеская Школа Олимпийского Резерва) Поли́ны Шелепе́нь (1995 г.р.) и Юлии Липницкой (1998 г.р.) теренер Э.Тутберидзе).Экспетная оценка состояла из просмотра действий фигуристок: на льду, в зале ОФП и в хореографическом классе

Полина Шелепень

 

Юлия Липницкая

 

После первых наблюдений на льду было принято решение более детально исследовать комплексность занятий  в зале ОФП и в хореографическом классе, на которых проводила свои занятия фигуристка Полина Шелепень, так как ее действия на льду визуально было отмечены, как явно вялые с разбалансированной координацией. Важно было понять, насколько качественно технологии этих дисциплин сопутствуют процессу совершенствования функционально-профильного работы этой спортсменки.

На льду

Просмотр скоростно-силовых качеств при выполнении элементов "прыжок" и "приземление".

Общая нескоординированность рук, корпуса и ног при отрыве-толчке от льда.

  • Двигательная несбалансированность мышц, вовлеченных в работу толкающей ноги, а именно, вялое синергирование средне-верхнего участка большой ягодичной мышцы, мышцы голени (икроножная и камбаловидная мышцы), разгибателя бедра (латеральная и медиальная широкая бедра и мышцы поясничного отдела).
  • Двигательная несбалансированность мышц, вовлеченных в работу выносящей ноги, а именно, вялое синергирование подвздошно-поясничной мышцы и мышц живота (прямая и косая).

В следствии чего наблюдались:

  • "Вялый" импульс и отсутствие взрывного исполнения двигательных элементов в партере и в воздухе. 
  • Двигательно-пространственная разбалансировка межсуставной координации ног. 
  • Нескоординированность тела, рук и ног при приземлении. 

В хореографическом классе

При просмотре выполнения общих позиций и элементов экзерсиса обнаружена нечеткость движений тормозящих мышц не способных срочно остановить движение. Отсюда налицо:

  • Отсутствие тонуса мышц в грудном отделе позвоночника. К примеру, ромбовидные мышцы спины не получали поддержки от мышц спины поясничного отдела, а те в свою очередь не поддерживались верхними пучками ягодичных мышц, которые испытывали нехватку мощности мышц, лежащих на подколенных сухожилиях. 

Рекомендации:

1. При использовании силовых упражнений желательно в течении 8-12 недель:  

  • исключить полные амплитуды в силовых упражнениях; 
  • использовать 1/3 амплитуды в крайних фазах амплитуды силовых упражнений; 
  • увеличить контраст скоростей между преодолевающей и уступающей фазой, за счет максимального увеличения первой; 
  • количество повторений и подходов определить при содействии привлеченного эксперта-консультант по СССП; 

2. В хореографии спортсменка явно нуждается во внятном фиксировании поз («точках»), безусловно, на фоне классического экзерсиса.
3. Ввести дополнительную пластику, максимально охватывающую разнохарактерные образы: игриво-лукаво-кокетливый, сурово-гневный, надменно-невозмутимый и т.д. чтобы достичь образ не только умением войти в образ, но и двигательной заученностью многократной цикличностью исполнения поз и жестов.  
4. Максимально обеспечить спортсменку восстановительными мероприятиями, а именно, при составлении программ в хореографическом классе и тренажерном зале расставить акценты не только по частям тела и группам мышц, но чередованием слабой и сильной интенсивности.  
5. Во избежание излишней гипертрофии мышц, нарушающей и искажающей выполнение элементов фигурного катания, спортсменке рекомендуется:
не применять в силовых упражнениях систему подходов;
не достигать в силовых упражнениях предельного количества повторений, а именно, чтобы спортсмен выполнял 2/3 от предельного количества повторений, в единственном подходе;
не усиливать нагрузку в силовом упражнении за счет количества повторений или увеличением веса отягощения (только усложнять техничность исполнения);
6. Определить и использовать особенности послесоревновательного, межсезонного и предсоревновательного периодов.
7. Необходимо сократить и по возможности исключить двигательные действия, не соответствующие функционально-профильным стандартным приемам и сопутствующим им движениям. 

  1. Вывод:

Важно понимать, что спортсменка Полина Шелепень, находящаяся на тот период на лидирующих позициях и имея огромный потенциал однрозначно нуждалась в тотальной персонализации тренировочного процесса и корреции всего графика подготовки с учетом всех послесоревновательных, сревновательных и предсоревновательных периодов на основании свойств ее межсуставной координаиии, а также способностей организма и мышц не только реагировать на нагрузки, но и умении восстанавливаться после различного вида тренировочного воздействия. Кроме того, необходимо было сократить и по возможности исключить двигательные элементы, не соответствующие функционально-профильным действиям.  Для осущетвления тотальной персонализации и исключения переутомлений организма и отдельных мышц необходимо было привлекать соответствующих специалистов по специальной силовой подготовке..

В этой связи очень точно выразывался известный в мире фигурного катания специалист, имеющий достаточное представление о биомеханике относительно функционально-профильных действия фигурного катаний Алексей Николаевич Мишин: 

  • "...Нельзя, используя различные средства подготовки для развития фигуриста, делать из него марафонца или штангиста". Важно придерживаться базовых принципов специальной силовой подготовленности",
  • "... для обеспечения специальной физической подготовленности необходимо выяснить, какие двигательные качества проявляются в первую очередь, и установить характер работы мышц при выполнении основных элементов фигурного катания.
  • "...Прыжки в наибольшей степени отражают атлетические возможности спортсмена".
  • "...Разбег, необходимый для приобретения оптимальной скорости перед отталкиванием, может быть выполнен при достаточном развитии скоростно-силовых качеств мышц-разгибателей ног, приводящих мышц бедра (ягодичных и подвздошных мышц - от автора)".
  • "...В толчке спортсмен должен развить значительные усилия для подъема о. ц. т. тела на высоту более 0,5 м и угловую скорость вращения до 3 об/с."
  • "...Сила мышц-разгибателей ног и спины при этом играет решающее значение.
  • "...важную роль для создания большей угловой скорости вращения играет активная работа мышц, скручивающих туловище и осуществляющих маховое движение ноги и рук". : амплитуда и траектория многих элементов и движений зависит от 
  • "...В полете важна также работа мышц спины и брюшного пресса для удержания туловища в прямом положении относительно продольной оси."
  • "...В приземлении особое значение приобретает сила мышц задней поверхности бедра, а также мышц тазобедренного сустава и спины . Следует обратить внимание на развитие приводящих мышц бедра, мышц, фиксирующих коленный и голеностопный суставы. Даже незначительное отклонение тела фигуриста от продольной оси вращения при приземлении и неправильная постановка ноги на опору при слабом развитии этих групп мышц может привести к травме".

Важно добавить важность значения работы различных участков ягодичной мышцы в моменты выполнения многих элементов на стадиях поз, прыжка и приземления".

Необходимо обратить внимание на мнение А. К. Тихомирова, который с соавторами (1983 г.) утверждал, что:

  • "...Гибкость позвоночного столба, определяемая по наклону вперед из положения стоя на скамейке, считается нормальной, если пальцы рук достают ниже уровня пальцев ног на 5—7 см. - это зависит от пропорций тела, соотношения тела к ногам и длиный рук".
  • "...Подвижность в тазобедренном суставе не препятствует овладению элементами фигурного катания, если при отведении ноги в сторону угол составляет не меньше 115—130°". 

К сказанному А.К.Тихомировым, необходимо добавить, что подвижность сустава и, соответственно, межсуставная динамика, от которой однозначно зависит амплитуда и траектория многих элементов и движений не может быть разработана какими-либо специальнми растягивающими упражнениями, так как подвижность каждого сустава предопределена природой и зависит от строения сустава, к примеру, поперечный шпагат обусловлен формой бедреной шейки.