* Варзиев: персонализация специальной силовой тренировки

Варзиев С.Х.
О ПОДХОДЕ К ФОРМИРОВАНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Совершенствование скоростно-силовой подготовки на фоне коррекции функционально-профильного координационно-двигательного состояния за счет ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА и индивидуализации атлетических упражнений, учитывающих индивидуальную особенность межсуставной координации в процессе Специальной  Силовой Подготовки. К базовой процедуре работы можно отнести следующие действия:

  • Экспертиза координационно-двигательного состояния в соревновательном и тренировочном процессах. 
  • Детализация специальной атлетической подготовки.  .
  • Отслеживания и планирование пикового физического состояния. 
  • Анализ тренировочных планов на предмет исключения переутомления мышц и организма в целом.
  • Оценка  актуальности применяемых упражнений с дальнейшей их коррекцией
  • Подбор двигательных комбинаций, не нарушающих индивидуальную подвижность суставной модели.
  • Составление  комплексных методических практических рекомендаций для профильного тренера.
  • Форматирование основных и сопутствующих движений в безопасный вид.
  • Выравнивание субъективной траектории движения с учетом природной межсуставной координации.

Важно совершенствовать не только силовой тренировочный процесс, но и сопутствующие ему аппараты и простейшие моно приспособления. К сожалению, сегодняшние аппараты, как и в середине 60-х годов 19 века продолжают работать на шарнирно-шарнирном тросово-блочном принципе действия. А простейшие моно приспособления не имеют способности учитывать межсуставные свойства и исключить безопасные моменты в процессе. 

К новейшим изобретениям можно отнести те, что изображены на рисунках ниже.  На изображенных приспособлениям упражнения можно выполнять с нескольких вариантах, меняя техничность, которая зависит от целей и задач, поставленных профильным тренером и тренером по силовой подготовке. Каждый вариант имеет свои корректировки траектории движения, скорости преодолевающего и уступающего режима, использования фазы амплитуды и других параметров.

Варзиев С.Х.
ФРАГМЕНТЫ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ   

Каждое упражнение имеет свою определенную почти неизменную траекторию и возможность использовать несколько фаз амплитуды. Амплитуду достаточно разбить на три фазы, чтобы каждую фазу использовать в зависимости от целей в развитии конкретного движения.  Имея две части движения - преодолении сопротивления, нужно подбирать при их применении свою субъективную скорость движения. На каждом приспособлении существует возможность влиять на психофизические качества, такие как сила, быстрота, выносливость и ловкость. Важно учитывать, что именно от техничности выполнения упражнений на данных приспособлениях и соблюдении всех сопутствующих мероприятий функциональных профильных тренировок достигаются качественные спортивно профильные результаты в силе, быстроте, выносливости и ловкости. Хотелось бы остановиться на понятии "Ловкость", которая в любом виде спорте является совокупным слаженным взаимодействием всех органов и систем тела. Ловкость - это сложная субстанция, кондиция которой зависит в том  числе от обмена веществ в непосредственно работающих органах.

Ученный Берштейн Н.А. утверждал: 

 "... и транспорта — кровеносной системы, снабжающей их питанием и удаляющей из них отходы, и органов снабжения — пищеварительной и дыхательной систем, и, наконец, всех органов верховного управления и регулирования — центральной нервной системы. В сущности, выносливый организм обязан удовлетворять трем условиям: он должен располагать богатыми запасами энергии, чтобы иметь, что расходовать. Он должен уметь в нужную минуту отдать — «выложить» их широкою рукой, не позволяя залеживаться ни одной единице энергии. Наконец, он должен при этом уметь тратить эти ресурсы с жесткой, разумной расчетливостью, чтобы их хватило на покрытие как можно большего количества полезной работы. Формулируя коротко, быть выносливым — значит: иметь много, тратить щедро, платить скупо. Как видим, это качество характеризует собой все многосложное хозяйство организма в его целом. Еще сложнее и комплекснее качество ловкости. О нем уже трудно сказать, чего в нем больше — физического или психического. Во всяком случае, — и мы подробно увидим это в дальнейшем — ловкость — это дело, или функция, управления, а в связи с этим главенствующее место по ее осуществлению занимает центральная нервная система. Управлять же для реализации ловкости ей приходится очень и очень многим. И в других отношениях качество ловкости выделяется из ряда прочих. Оно, несомненно, гибче, разностороннее, универсальнее каждого из них. Ловкость — это такая валюта, на которую охотно и во всякое время производится размен всех других психофизических качеств. Ловкость — козырная масть, которая кроет все остальные карты."

_____________________________________________________________________________________________

Варзиев С.Х.
К ВОПРОСУ АТЛЕТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ, 
КАК ПРОЦЕССА ТОТАЛЬНОЙ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ
ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА    

 

Для большинства специалистов-практиков разных стран, получивших квалификацию в своих государствах, чья тренерская деятельность связана с физической подготовкой спортсменов экстра-класса, согласится с тем, что кондиция спортсмена в спорте высших достижений будет обречена на застои, если в процессе подготовки не будут вносится коррективы, способные усовершенствовать профильные атлетические качества.

Атлетические качества спортсмена в спорте высших достижений, по сути, всегда являются специальными и не могут являться обобщёнными или унифицированными, не только между видами спорта, но и внутри одного конкретного вида спорта. Каждое атлетических качеств, от силы (взрывная и вязкая) и выносливости (скоростная и силовая), быстроты и скорости, ловкости, координированности и т.д. в своем спектре является специальным.  При этом, каждый показатель из перечисленных атлетических качеств даже для спортсмена экстра-класса, представляющего спорт высших достижений, всегда нуждается в постоянном совершенствовании.

Процесс совершенствования, а не развития, является отражением сути атлетического моделирования, т.е. моделировать чтобы совершенствовать. Потому что, попадая в спорт высших достижений, спортсмен априори уже причисляется к категории атлетов экстра-класса и приходит в этот спорт уже развитым.  Это значит, что, находясь на платформе спорта высших достижений, спортсмен не развивается, а совершенствуется. При этом, показатель совершенствования или доработки нередко не измеряется цифрами секундомера или весом отягощения в используемом инвентаре.

Организация процесса совершенствования любого из атлетических качеств, проводится специалистом на основании индивидуальных недостатков, заранее обнаруженных у спортсмена в стандартных или сопутствующих действиях. Специалист почти всегда знает какими путями этот обнаруженный недостаток он будет превращать в достоинство. Говоря об опытных тренерах, нет сомнений, что в большинстве ситуаций они имеют в своем сознании несколько вариантов работы, а вот начинающим тренерам необходимо учиться уметь грамотно подбирать существующие приемы и изобретать собственные новые пути и способы, которыми они будут эти отстающие качества спортсмена совершенствовать. При этом, немаловажным для специалиста любой квалификации является умение предугадать, как будут с этим усовершенствованным качеством в перспективе выглядеть двигательные действия спортсмена.

Любое стандартное техническое действие, к которым можно отнести, например, разность ударов или бросков в любых видах спорта от футбола, гандбола, борьбы или бокса, до метания молота или диска, состоит из комбинаций промежуточных совокупных двигательных действий верхней и нижней части тела. К таким промежуточным действиям можно отнести не только одну из фаз движения опорной ноги в футболе в момент удара по мячу при выполнении штрафного удара, но и, к примеру, работу одной из ног в процессе разворота торса при метании диска, молота или толкании ядра. Поэтому при моделировании обобщенного суммарного функционально-профильного атлетического показателя стандартного технического действия, важно учитывать комплексное обрабатывание отдельных атлетических качеств и добиваться их оптимально-соучастной синергированной работы.

Вышеуказанный подход в итоге позволит совокупно устранить обнаруженную проблему в любом спортивно-атлетическом показателе спортсмена в составе специальной силовой подготовки. Это и есть атлетическое моделирование.  Кроме всего прочего нельзя забывать о том, что в спорте высших достижений процесс атлетического моделирования эффективен и актуален только на фоне тотальной персонализации. Тотальная персонализация в общих чертах направлена на организацию тренировочного процесса в целом и действий спортсмена внутри тренировочного процесса на каждом занятии. Такой подход актуален в том числе в работе с отдельным спортсменами в рамках командно-игровых видов спорта, например, футбола или гандбола.  

Тандем двух специалистов, а именно тренера конкретного вида спорта и тренера по физподготовке должен и обязан уметь подстраивать под конкретную ситуацию своего вида спорта существующие традиционные базовые спортивные упражнения или упражнений из таких гражданских направлений, как фитнес, калланетик и стретчинг и др. Каждое выбранное тренировочное движение необходимо уметь модернизировать так, чтобы оно было способно максимально эффективно воздействовать на профильные спортивные действия. В данном случае под понятием «модернизировать» подразумеваются любые незначительные, но уместные  двигательные штрихи, которые совокупно способны при выполнении упражнения максимально приблизить любые двигательные действия конкретного спортсмена к его индивидуальным анатомическим свойствам телесной конструкции, а именно к врожденным особенностям суставно-связочного аппарата, мышечно-сухожильной системы и реакции организма и даже восприятия психики.  

В качестве примера рассмотрим командно-игровой вид спорта – футбол. Согласимся с тем, что три футболиста будут не совсем одинаково справляется с одним и тем же футбольным упражнением. Это касается не столько технических действий в виде обманных движений или удара по мячу, сколько упражнений на координацию, в которой происходит несхожая от природы работа суставно-связочного аппарата и мышечно-сухожильной системы.

Стандартные традиционные силовые упражнения, согласно принципам методу атлетического моделирования, нужно уметь подстраивать под координационно-двигательную систему конкретного вида спорта. Это означает, что нужно создавать такую техничность выполнения упражнения, при которой будет задействована не какая-нибудь одна мышечная группа, а две и более. Например упражнение, которое в фитнесе специалисты приписывают к упражнению, которое воздействует на работу прямых мышц живота, в действительности способно вовлечь в работу минимум три мышцы, из которых две будут взаимодействовать (синергировать) друг с другом и даже взаимодополнять, усиливая одно и тоже движение, а третья мышца не участвуя в приобретении скорости и силы движения (не являясь синергистом), будет принудительно вовлекаться путем концентрации собственных усилий и концентрации спортсмена.

Вышеописанное стандартное традиционное упражнение, важно отдалить от его назначения загружать прямые мышцы живота и приблизить к ситуации футбольного эпизода – к удару лбом. Для примера опишем процедуру и техничность движения.

  1. Исходное положение: Руки свободно согнуты у груди. Корпус прямой и вертикальном положении.
  2. Вдохнуть. На задержке дыхания «мягко» выполнить первую фазу движения: отклониться назад, опустив поясницу без запрокидывания затылка назад и без приподнимания подбородка. В нижней точке амплитуды, положение отклонения корпуса должно быть около 45 градусов со слегка округлой спиной.
  3. Оставаясь с задержанным дыханием, нужно сделать мощное атакующее движение вперед и, в последней 1/3 амплитуды второй финишной фазы, сделать выдох в виде «воздушного плевка», нанеся удар по воображаемому мячу.

Общее правило для использования силовых упражнений – в процессе атлетического моделирования принципиально вообще не концентрировать внимание на напряжении мышц.

При этом нужно знать, что в данном конкретном упражнении основная работа ложиться на прямую мышцу живота и подвздошно-поясничную мышцу, а также мышцы шеи, так как в момент финиша, а именно окончательной точке в верней фазе наносится удар лбом по воображаемому мячу.  Тем самым вы тренируете профильность действий при ударе по мячу. Инерция, набранная корпусом, передаётся действию шеи.  

Теперь важно думать об ударе лбом по воображаемому мячу. Первым шагом усиления нагрузки и усложнения выполнения движения является установка площадки, на которой размещается спортсмен. Уклон этой площадки желательней использовать в двух удаленных позициях: 25-30` и 60-70`. И том и другом случае во время финишного движения важно наносить сильный удар головой, имитируя удар лбом по воображаемому мячу с резким торможением и остановкой корпуса.  В упражнении, важно использовать короткую или даже сверхкороткую амплитуду, при которой, спортсмен уходит (отклоняется) назад вниз, опуская мягко поясницу, а встает мощным атакующим действием, как бы ударяя в воздухе лбом по воображаемому мячу. При ударе лбом, важно уметь отработать резкое торможение и остановку корпуса на долю секунды. 

По такому же принципу адаптируются к конкретному виду спорта другие базовые силовые упражнения на других привычных традиционных приспособлениях. Этот принцип и подход, при котором специалист модифицирует или моделирует телесное действие, максимально приближая движение к ситуации конкретного вида спорта, позволяет извлечь пользу для скоростно-силовых и координационно-двигательных качеств спортсмена. Нередко в спорте тренеры по физподготовке применяют существующие стандартные силовые упражнения, в которых происходящее движение или действие не является уместным для применения в конкретном виде спорта. К упражнениям с сомнительной актуальностью можно смело отнести, к примеру, упражнение «становая тяга», если рассматривать его, как инструмент для использования работы футболиста. Подход и отношение к таким упражнениям должен быть более категоричным без надежды, что оно даст значимый или судьбоносный результат.

Если у тренера появится сомнение в желании использовать определенные упражнения, необходимо постараться внятно ответить себе на следующие вопросы:

  1. Если данное упражнение нужно, то для чего?
  2. Насколько рассматриваемое упражнение безопасно.
  3. Как часто, в каком случае и в каком формате его нужно с пользой для дела применять с учетом тренерской стратегии.
  4. Какая техничность требуется для выполнения движения, чтобы учесть вид спорта: траектория, амплитуда, манера и другое.  

И т.д.

После того, как специалист убедительными аргументами сумеет обосновать себе актуальность и окончательно выберет упражнение, важно добиться, чтобы выполнение движения происходило с максимальной безопасностью при исключении всех самых незаметных травмоопасных моментов для суставно-связочного аппарата и мышечно-сухожильной системы. Начиная модернизацию выбранного базового стандартного типового упражнения, которое на ваш профессиональный взгляд сможет принести пользу в вашем виде спорта, постарайтесь при вашей модернизации представить цельное движение в виде комплекса коротких двигательных действий, пусть даже сверх коротких.

Для примера возьмем упражнение на поле – «широкий фронтальный выпад». Для его модернизации в точке той фазы, когда этот выпад уже был сделан, футболисту необходимо положить низ живота на бедро выставленной вперед ноги и следующим действием оторвать пятку от поверхности поля, перенеся центр тяжести на область подушек стопы. Тем самым вы будете безопасно воздействовать на стабилизаторы голеностопного сустава и сможете развить профильную силу мышц голени. Данное движение стопой в ситуации обозначенной позиции тела полезно в случаях перенесенных травм позвоночника, когда не уместно и травмоопасно класть на плечи штангу или гриф тренажера (аппарата) с названием «Smith machine».

Такой же подход необходимо применять для воздействия на другие мышечные группы, которые участвуют в таких действиях, которые можно причислить к «двигательным маневрам», к примеру, на мышцы серединной части тела. Эти мышцы серединной части тела производят различные двигательные действия, которые влияют на координацию верхней и нижней части тела, с одновременными действиями корпуса и нижних конечностей (ног) в виде вращательных движений корпуса, уклонов, наклонов и т.д. Эта работа, безусловно происходит не автономно, а соучастно. Участи происходит за счет косых мышц, ягодичных (малых, средних и больших), посредством которых футболист совершает маневры телом и дриблинг ногами.

Эти соучастные действия происходят в хаотично всплывающих движениях дриблинга футболиста и стандартной комбинации движений метателей диска и толкателей ядра. 

Обо всем вышесказанном многие опытные специалисты, которые работают с контингентом детско-юношеского спорта, прекрасно осведомлены, но для начинающих тренеров по физподготовке об этом важно знать и помнить.